Рекомендации учителя-логопеда на летний период.

 

Уважаемые родители! Лето – это пора отпусков и каникул, и , конечно, хочется отдохнуть за весь трудоемкий год…

В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!

 

Уважаемые родители! Помогите своему ребенку в его развитии, в преодолении трудностей!

 

Для своих летних занятий можно использовать следующую литературу:

  • Коноваленко, С.В. Коноваленко Домашние тетради для закрепления звуков (Л, ЛЬ, С, З, Ц, Ч, Щ, Ш, Ж, Р, РЬ, СЬ, ЗЬ )В.В.;
  • Ю.Б. Жихарева-Норкина Домашние тетради для логопедических занятий с детьми (закрепление звуков Л. ЛЬ, Р, РЬ, С-СЬ, З-ЗЬ-Ц, Ш-Ж, Ч-Щ );
  • Т.А. Ткаченко Фонетические рассказы с картинками ( Звуки Л, ЛЬ, Ш-Ж, Р-РЬ, С-СЬ, З-ЗЬ,);
  • Л.Н. Смирнова Мы учим звуки Ш, С.

                                        Мы учим звуки Р, Л.;

  • Л.А. Комарова Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях.

Автоматизация звука Л в игровых упражнениях.

Автоматизация звука Р в игровых упражнениях.

Автоматизация звука С в игровых упражнениях.

 

  • Стихи, тексты для закрепления произношения поставленных звуков

 

 

Рекомендую выполнять летом:

 

·        Артикуляционную гимнастику  перед зеркалом (общую и специальную - для каждой группы звуков свой комплекс).

·        Упражнения для развития речевого дыхания:

футбол

Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок, дуя на шарик, должен загнать его в ворота.

ветряная мельница

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

снегопад

Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

листопад

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

бабочка

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

кораблик

Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

одуванчик

Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).

шторм в стакане

Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

 

Техника выполнения упражнений:

 - воздух набирать через нос ;

 - плечи не поднимать ;

 - выдох должен быть длительным и плавным ;

 - необходимо следить за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) ;

 - нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.

 

 ·        Развивать мелкую моторику.

 Для этого подойдет любой подручный или природный материал (крупа, орехи, шишки, камешки, фасоль, горох, макаронные изделия и т.д.): можно с его помощью выкладывать узоры, фигуры, цифры, буквы и даже целые слова…

Хорошо развивают моторику пальцев рук мозаика, пазлы, игры-вкладыши и, конечно, такие продуктивные виды работ, как лепка, конструирование. Не забываем про рисование карандашами, штриховку.

 

 ·        Развивать слуховое и фонематическое восприятие.

Угадывать предметы, издающие различные звуки, определять направление звука (справа, слева и т.д.). Попросите ребенка назвать все предметы вокруг, которые начинаются на заданный звук, например, звук [м], заканчиваются этим звуком. Или наоборот, покажите любой предмет ребенку и попросите его назвать первый/последний звук этого слова, определить количество звуков, их последовательность (мак – 3 звука:[м], [а], [к]).

 

Гуляя на улице, можно совмещать приятное с полезным:

 

  • играя в игры, обогащать и активизировать словарный запас ребенка, расширять его кругозор, совершенствовать грамматический строй речи. Вот несколько игр с мячом на улице:

 

«Я знаю 5 названий …»

 

Ребенок и взрослый бросают мяч друг другу или отбивают мячом о землю, передавая его друг другу, проговаривая следующие слова: «Я знаю пять названий … (овощей, ягод, посуды и т.д.)». Затем по очереди называются пять овощей/ягоды/предметы посуды.

 

«Назови ласково».

 

Взрослый называет предмет и катит/ отбивает мячом о землю/ бросает мяч ребенку. Ребенок образует уменьшительную форму слова. Пример: платье – платьице, дерево – деревце, кукла – куколка и т.д.

 

 «Скажи наоборот».

 

Называть слова- антонимы (противоположные по смыслу): лето – зима, добрый - злой, идет – стоит, близко – далеко и т.д.

 

«У кого кто?»

 

Ребенок называет детенышей животного.

 

Взрослый                                          Ребенок

 

Корова                                                 Теленок.

 

Овца                                                     Ягненок            и т.д.

 

 

  • Развивать самостоятельную связную речь ребенка.

 

Взрослый может попросить ребенка описать, например,  цветок или машину, задавая вопросы о цвете, форме, величине, частях, назначении предмета или сравнить 2 предмета (дерево и куст).

 

Обязательно контролируем правильность произношения поставленных и автоматизированных звуков в самостоятельной речи ребенка!

 

 

Больше читайте ребенку, рассказывайте ему и просто общайтесь с ним. Ведь он так этого ждет!

 

Советы логопеда родителям

 

     Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и во многом зависит от речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

    Говорите с ребенком во время всех видов деятельности, таких как прогулка, приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ребенок.

  При разговоре ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ребенок изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

   Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

   Если ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (игрушки, части тела, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающих вас в жизни. Занимайтесь каждый день.

   Задавайте вопросы. Это будет стимулировать ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

   В разговоре выдерживайте паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

   Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть шум ветра, лай собаки, мотор автомобиля и т.д.

   Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку пересказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

   Занятия проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

 

Ошибки взрослых по обучению чтению

 

             В основе обучения чтению – не буква, а ЗВУК! Прежде чем показать ребенку новую букву, например Н, следует научить его слышать звук [н] в слогах, словах.

На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО –т.е. так, как звучит ЗВУК!

            Возьмем, к примеру, звук [н]. Мы произносим его отрывисто: Н! И букву Н необходимо называть также: Н! Ни в коем случае не ЭН! Говоря ЭН, мы произносим два звука – [э] и [н]. Данное обстоятельство только дезориентирует детей.

            И ещё, уважаемые взрослые: не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК  и БУКВА, когда учите ребенка читать.

            Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т.е. ребёнок сначала называет буквы слога: Н! А! – и только после этого читает сам слог: НА. Этот навык неправильного чтения стойкий и исправляется с большим трудом.

            Правильное чтение – это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребёнок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: НННА. (Одновременно ребёнок переводит

указку с буквы на букву). Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочёл слитно буквы слога!

            Важно ещё в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «заговорит  сам».